Что выгоднее для банков: автоматизация или внедрение финтех-технологий?

Какую область банковского дела до сих пор не захватили под свой контроль роботы? И почему новая эпоха цифровых технологий делает нас настолько зависимыми от продуктов софтверных предприятий? Сегодня слово «финтех» можно услышать буквально повсеместно, и это не удивительно, ведь современными методами увлечены даже те, кто узнал о них в новостях или в фантастических фильмах. В любом случае, такой поток положительной информации, стабильно преподносимый пользователям, постепенно достиг своей цели – люди начали бескомпромиссно доверять высоким технологиям.

С наступлением эпохи цифрового банкинга нам обещают гибель старой финансовой системы, которая превратится в сферу, состоящую из технологических сервисов, созданных для клиентов. Даже без тщательного понимания финтех-технологий, мы постепенно обогащаем лексикон новыми словами, среди которых и мудреный блокчейн, и биоидентификация, и ряд других терминов, которые уже сегодня используются в самых передовых коммерческих учреждениях.

На базе некоторых банков даже появляются собственные IT-подразделения и компании, которые реализуют различные современные продукты, способные повысить популярность или эффективность прежних услуг. Что делать софтверным компаниям? Ведь их деятельность, как и работа небольших финансовых учреждений в области высоких технологий, не сможет бороться с крупными «китами», ведь те забирают себе весь рынок, опережая конкурентов.

Каким окажется будущее банковской сферы?

Массовое внедрение новых технологий и устройств приводит к возникновению ситуации, когда крупные коммерческие учреждения договорятся между собой и будут действовать в рамках единого рынка, который окажется недоступен остальным. Тем не менее, не стоит переживать, ведь очень часто вокруг этой темы собирается слишком много пустых слов, не подтвержденных появлением новых технологий. К примеру, не так давно стала достоянием общественности информация о том, что блокчейн очень скоро будет использоваться в скоринге, но все эти слухи – всего лишь желание поместить распределенный реестр буквально везде. Поэтому общее положение не кажется таким критическим, как о нем говорят. Автоматизация банковских операций вряд ли в самое ближайшее время коснется каждого из клиентов, а поэтому многие услуги по-прежнему будут реальными, а не виртуальными.

В первую очередь, большая часть всех клиентов коммерческих учреждений плохо разбираются в банковских услугах, а поэтому им куда проще пообщаться с менеджером, чем пытаться уговорить голограмму или терминал. Поэтому рано переходить на полноценные отношения типа машина-человек-машина, и сценарий фильма «Матрица» пока слишком далек от реализации.

Представим, что крупные банки продолжат развивать собственные IT-компании, которые выведут их на более высокий технологический уровень. Но кому они будут предлагать свои продукты и услуги, и как наладят сотрудничество на профильном рынке? Ведь таким образом будет очень сложно добиться окупаемости разработок, а без нее не будет смысла и создавать новые рынки.

И самое главное – в процессе всеобщей цифровой революции на чьи плечи будут возлагаться банковские риски? Ведь они никуда не пропадают, несмотря на совершенствование методов и услуг. Пусть теперь человеческий фактор будет заменен искусственным интеллектом, но последний также не лишен ошибок, глюков и подвержен воздействию хакерских атак.

Если каждый из банковских продуктов будет предлагаться буквально конвейером под управлением умных машин, кто гарантирует точность этих расчетов? Безусловно, уже на сегодняшний день каждая вторая банковская операция на биржах, в том числе и на московской, автоматизирована, но вся эта работа основана на техническом анализе и не подчиняется ситуационным изменениям. Скоринг тоже может быть заменен технологиями больших данных, но это никак не компенсирует опыт менеджера и его способность мыслить в сложных ситуациях. Кроме этого, только человек может уловить в мимике или манере разговора клиента какие-то скрытые желания и нюансы настроя. Какой робот в состоянии одинаково умело выполнять работу клерка и психолога? Таким образом, далеко не все способны совместить математические функции с умением широко анализировать клиента. Так, в каких случаях можно отдать предпочтение роботам, а когда машина не сможет заменить человека?

Скорее всего, все функции оценки рисков и текущей ситуации, а также принятия решений в непростых ситуациях достанутся менеджерам, тогда как современные технологии смогут быть прекрасным помощником. Многие банки сегодня понимают, что они не в состоянии бороться с монополией государства и крупного капитала, а поэтому многие из них будут работать по старинке, несмотря на глобальное внедрение новых методов. Поэтому они вынуждены делать ставку на производительность труда, открытость по отношению к клиентам и другие козыри, применение которых становится невозможным при массовой роботизации.

Комментарии


Добавить комментарий