Не надо путать краудфандинговые кампании блокчейн-стартапов и типичных бизнесов (часть 2)

Только за последний год крупные инвесторы в США узнали о существовании ряда интересных проектов, основанных на блокчейне. Это вызвало появление серьезного финансового потока, который был направлен на ICO-кампании, но те не всегда оправдывали доверие владельцев крупного капитала. Ситуацию удастся исправить только с появлением большого количества качественных проектов, созданных грамотными программистами. Для этого необходимо увеличить конкуренцию среди стартапов, что позволит спрос уравновесить с предложением и направить большие средства на реализацию действительно достойных идей. Таким образом, мы сможем забыть об историях, когда три строчки кода и красивое название незаслуженно привлекают огромные деньги.

- Как часто сейчас проводят ICO действительно достойных проектов?

Многие блокчейн-стартапы обладают какой-нибудь ценой, так как они построены на открытом исходном коде. Это очень важно, ведь даже в случае обнаружения глюков или багов другая команда может попытаться исправить положение и продолжить курс, взятый ранее. Кроме этого, каждый инвестор может войти в проект и выйти из него в любой подходящий момент.

- Традиционный бизнес часто привлекает финансирование при помощи блокчейна?

Мы говорим о совсем разных понятиях. Часто представители мира бизнеса просто пытаются в области блокчейна найти нишу, лишенную стандартов и правил. Так, продажей токенов занимаются компании, у которых нет налаженной бухгалтерской отчетности, балансов счетов, а продукты этих фирм подлежат сомнению. Все собранные средства в ходе кампании в дальнейшем переводятся в фидуциарные валюты, ведь в таком виде легче проводить непрозрачные операции. Поэтому инвесторы полностью лишаются контроля над выполнением продукта, и в течение долгого времени не понимают общей ситуации. И даже если организаторы окажутся мошенниками, ничего не помешает им повторно провести такой же сбор средств под другим ярким названием.

Обычный бизнес отличается высокими расходами на создание продуктов, локальным рынком сбыта, а также заинтересованным менеджментом, который будет требовать высоких зарплат и операционных затрат. Причем часто итогом такой работы становится децентрализованный продукт с небольшой капитализацией. Напомним, даже провал блокчейн-проекта оставит после себя открытый исходный код, который можно доработать. В случае с классическим бизнесом останется просто громкий пшик, который обесценит проданные токены.

На данный момент основной проблемой можно назвать отсутствие информации, так как многие не видят разницы между блокчейн-стартапами и обычными проектами. Люди слышали об огромном росте криптовалюты Эфириум, но они совершенно не понимают, что повлекло такой прогресс. Все хотят куда-то вложить деньги, а получить взамен в несколько раз больше.

В момент, когда криптовалютные пузыри начнут лопаться, этот эффект ощутят многие. Но пока что основатели изначально провальных сервисов набивают мешки деньгами, чтобы в нужный момент уехать жить на Мальдивы, подальше от международного финансового законодательства. Таким образом, блокчейн-проекты выглядят куда более перспективными и менее рискованными.

- Может, есть смысл разграничить между собой ICO-кампании разного типа?

Безусловно, есть смысл такого разделения. Но для этого регулятор должен описать разницу между обычным проектом и тем, который основан на блокчейне. В России уже давно предпринимаются попытки изменить законодательство, и уже не важно, как именно произойдет этот процесс.

- Нежели все блокчейн-проекты честные? К примеру, не так давно был создан печально известный Coindash. Есть ли смысл доверять в такие кампании?

Кто готов вкладывать в стартапы, основанные на технологии распределенного реестра? Чаще всего этим занимаются специальные фонды и эксперты в сфере IT. Редко средства инвестируют клиенты, которые совершенно не понимают в индустрии. Начинающим непросто разобраться в нюансах ICO кампании – создании криптовалютного кошелька, отслеживании подходящего стартапа и других действиях. Даже если такие люди появляются – ими наверняка движут спекулятивные стимулы, и только изредка желание развить экосистему блокчейна. В любом случае, не все осознают реальные риски для своих средств.

Нельзя исключать появление мошенников, но они активны, пока на рынке нет серьезной конкуренции. Если спонсоров будут искать сотни и тысячи проектов, это позволит проводить тщательный анализ этого рынка. Его будут осуществлять специалисты для того, чтобы получить вознаграждение от блокчейна. В перспективе деньги за такую работу будут зарабатывать только те, кто сможет доказать надежность и точность своих предсказаний. Кроме этого, со временем проекты, основанные на технологии распределенного реестра, будут не настолько актуальны, как рыночные механизмы, которые естественным путем избавятся от мошенников.

Комментарии


Добавить комментарий