Не надо путать краудфандинговые кампании блокчейн-стартапов и типичных бизнесов

Марина Гурьева, которая выступила одним из идейных вдохновителей проекта GOLOS, а также других известных стартапов Satoshi Pie и cyberFund, в последнее время постоянно находится в курсе событий в мире криптовалютных проектов. Поэтому мы решили узнать о ее мнении относительно шансов этих идей стать частью реальной экономики.

- Только за последний год организаторам продаж по первичному распределению токенов удалось собрать свыше миллиарда долларов. Откуда такой интерес к краудфандинговым кампаниям и в чем суть мероприятий по сбору средств?

Достаточно просто понять, что ICO является современным способом привлечения инвестиций. Сложно остаться безразличным к технологическим инновациям, которые позволяют стать частью самых различных проектов.

- Можно ли провести параллели между ICO и IPO?

Однозначно это не одно и то же. IPO связан с привлечением денег в компании, которые уже признаны на рынке. Поэтому здесь постоянно проводятся разнообразные аудиты и другие мероприятия, снижающие риски участников. В процессе распределения цифровых монет могут участвовать как обычные компании, так и блокчейн-стартапы. В первом случае вы можете столкнуться с кем попало, так как возможно участие фирм, представляющих самые разные сферы экономической деятельности. Отсюда нет и единых стандартов при проведении таких мероприятий. В случае с блокчейн-проектами речь идет о специфических бизнесах, основанных на технологии распределенного реестра. Все они объединены тем, что применяют в процессе ICO blockchain.

- Можно ли назвать такой сбор средств краудфандингом?

Вы правы, так как мы скорее сталкиваемся не с IPO, а с краудфандингом, ведь в этом формате за последние несколько лет работали традиционные бизнесы и блокчейн-стартапы, и их объединяло стремление найти деньги на определенные цели. Взамен инвесторы получали сертификат с правом на обладание будущим продуктом. По сути, в ICO также выпускают токены, подтверждающие факт владения собственностью. Но в этом случае кампании продуманы лучше, так как без внутренних монет просто нельзя будет пользоваться разрабатываемой платформой.

Основное отличие ICO от краудфандинга – это возможность проведения на сразу нескольких сервисах – Indigo или Kickstarter. Для того чтобы поучаствовать в сборе средств на блокчейне, достаточно знать некоторые азы программирования. Это быстрее и проще для среднестатистических пользователей, тогда как краудфандинг требует солидных расходов на маркетинг, чтобы очередной проект не затерялся среди конкурентов. В ICO-кампании для этого не потребуется ни много времени. Если от сертификата непросто избавиться, то в этой ситуации токены просто вводятся и выводятся через торговые площадки, а поэтому монеты приобретают собственный вес.

- Как будет отличаться сбор денег на возведение фабрики от ICO, проводимого для реализации блокчейн-проекта?

Мы говорим о сборе денег на разные нужды, поэтому нельзя их объединять. Для того чтобы построить стартап в сети Виталика Бутерина, достаточно придумать идею, которая окажется интересной для рынка криптовалют. С инвесторами проблем не будет, так как многие из них готовы вкладывать в любой стоящий продукт. Так, в последнее время ряд разных идей были поддержаны миллионами долларов. Поэтому готовность пользователей давать деньги на перспективу будет зависеть от общего состояния рынка.

Блокчейн-стартапы намного интересней для частного инвестора, так как проекты максимально открыты для держателей капитала. Можно отслеживать, на какие цели уходят потраченные средства, а разработчики всегда готовы обсудить нюансы со своими спонсорами. Таким образом, потенциальный вкладчик всегда может отследить, на каком этапе развития находится его проект. Продукты, основанные на блокчейне, часто предполагают небольшие затраты, так как в них работают собственные, децентрализованные системы стимулирования клиентов.

Важнейшим фактором для продвижения блокчейн-стартапов является поддержка пользователей. Чем выше общее количество клиентов сети, тем успешней эта система. По сути, у нас повторяется принцип социальных сетей, где капитализация продукта находится в прямой зависимости от числа партнеров. При этом в случае с Facebook или Twitter прибыль достается только владельцам и крупнейшим держателям акций.

Если бы известная сеть для общения была создана на ICO и основана на блокчейне, выгоду от ее работы получали бы все пользователи. Каждый мог бы зарабатывать за счет от лайков или любых действий в рамках системы. Как будут генерироваться деньги? Все просто – их будут выделять инвесторы, которые будут вместо акций покупать цифровые монеты проекта. Кроме этого, внутри стартапа клиенты будут покупать внутренние токены, если они захотят воспользоваться любой из платных функций.

Комментарии


Добавить комментарий