Удаленная идентификация: как она повлияет на банковскую сферу?

В текущем году Центробанк, Минсвязи и еще несколько коммерческих структур активируют проект, предусматривающий удаленную идентификацию пользователя.

Клиенту придется всего раз лично посетить банк для прохождения верификации. Информация, полученная в ходе данной процедуры, будет помещена в Единую систему аутентификации и идентификации (сокращенно ЕСИА). Именно этой структуре отводится главная роль в хранении сведений персонального характера. Если пользователь в дальнейшем обратиться в другой банк, то ему уже не нужно проходить верификацию, поскольку кредитная организация получит необходимые сведения из ЕСИА.

Эта система создана при Минкомсвязи специально для обеспечения оперативной идентификации. Она уже используется несколькими структурами, в числе которых государственные учреждения. Все личные данные, которые хранятся в ЕСИА, находятся под надежной защитой. По состоянию на август прошедшего года регистрацию на сервисе прошли более тридцати миллионов россиян.

На данном этапе удаленная идентификация будет применяться в сфере банковских услуг, а именно, для оформления займа, выполнения перевода, открытия депозита. Если пилотный проект пройдет успешно, то этот перечень будет значительно расширен. Для идентификации будут применять биометрические характеристики — голос и черты лица. Власти планируют до конца следующего года интегрировать эту систему во все банковские учреждения страны.

Долгосрочные перспективы

Упрощенную процедуру платежей, в первую очередь, оценят клиенты онлайн-сервисов. Уже скоро станет совсем необязательно посещать банк. Эксперты утверждают, что уменьшение требований для получения доступа к финансовым услугам в целом повысит лояльность пользовательской аудитории к кредитным организациям. Но небольшие региональные учреждения потеряют свои конкурентные преимущества, главным из которого была близость к клиенту.

Удаленная идентификация однозначно пойдет на пользу кредитным организациям, которые готовы к оптимизации и вложению средств в развитие технологий. Причем подобная стратегия поможет в конечном итоге сэкономить, ведь обслуживание клиента через систему онлайн-банкинга обходится намного дешевле, чем через обычное отделение. Возникает парадокс — на начальном этапе удаленной идентификации увеличится нагрузка на региональные банки, поскольку клиенты захотят пройти первичную верификацию. Но все «сливки» от этой инновации снимут участники рынка с более развитой в технологическом плане инфраструктурой.

Не исключено, что пилотный проект запустит новую рекламную войну между банковскими учреждениями. Продвинутым организациям нужно будет заявить о себе на рынке, если они недостаточно представлены в отдаленных регионах. Изменится и структура финансовых продуктов, предлагаемых клиентам. Так, «территориалы» снизят стоимость услуг, тогда как центральные структуры сделают акцент на качестве сервиса.

Больше всего выиграют технологически гибкие организации, которые сумеют оптимизировать затраты, сократив сотрудников местных отделений. Не исключено, что банкам вообще не придется заниматься первичной идентификацией, поскольку ЕСИА планирует подключить к данной процедуре Ростелеком и специальные центры, в функцию которых входит оформление разнообразных документов.

Открытые платформы станут еще одним аспектом, повлекшим изменения продуктового портфеля банковских структур. В странах ЕС этот вопрос регулируется Европейской платежной директивой, которая предусматривает стандартизацию интерфейсов кредитных организаций.

Специалисты утверждают, что внедрение этих инициатив может кардинально перевернуть потребительский опыт, поскольку будет аннулирована привязка клиентов к конкретному банку, хранящему его персональные сведения. Появятся совершенно новые услуги — через так называемые агрегаторы балансов клиенты смогут получать всю информацию о счетах. Обновленные PFM будут давать полезные советы по управлению накоплениями. Банковские продукты планируют продавать через специальные маркетплейсы.

По итогам пилотного проекта можно будет оценить реальность перспективы внедрения данных инициатив. Но уже совершенно очевидно, что будущее за теми банками, которые сумеют настроить внутреннюю систему для взаимодействия с ЕСИА и разработать API для создания открытых платформ.

Комментарии


Добавить комментарий